«Друзья нашего здоровья»

Познавательно-игровая программа для учащихся 1-4 классов

Цель: формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Материалы для работы: доска, маркеры, листы бумаги, ручки, разные подручные предметы (одежда, бумага, скотч и тд), листы бумаги с написанными на них пословицами; 2 листа ватмана; фломастеры; диск с записью классической и спортивной музыки, магнитофон.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас! Я говорю вам «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (Ответы детей).

Ведущий: Совершенно верно, потому что здоровье для человека – самая главная ценность. Прежде чем начать наши игры, давайте познакомимся друг с другом.

1. Знакомство. Разминка участников. Игра «Настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику группы назвать свое имя, описать свое настроение и самочувствие, сравнив с чем-нибудь - погодой, животным, растением, цветом, и объяснить свой выбор.

2. Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Ведущий: какие привычки вы знаете? Педагог записывает на доске под диктовку, желательно набрать столько привычек, сколько участников.

(Ответы детей: грызть ногти, заниматься спортом, заправлять кровать, чистить зубы 2 раза в день и т.д.)

Ведущий: А сейчас, попробуем разобраться какие привычки, названные вами, хорошие и плохие (ребята заполняют табличку).

Обсуждение: участники по очереди объясняют по одной привычке – почему ее отнесли к хорошей или плохой. Ведущий переносит данные на доску, чтобы получилась таблица:

привычка

хорошая плохая

грызть ногти

   

спорт

   

заправлять кровать

   

чистить зубы

   

опаздывать

   

 

   

3. Игра «Да - Нет»

Ведущий: А что же такое здоровье? (Ответы детей).

Правильно! Здоровье – это не просто отсутствие болезней или плохих привычек, - это состояние физического, психического и социального благополучия. Давно известно, что главными факторами здоровья являются движение, питание, режим. Вот обо всех этих факторах мы и поговорим сегодня более подробно. Для начала я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

Вопросы:

  • Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да)
  • Верно ли что жвачка сохраняет зубы? (Нет)
  • Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (нет)
  • Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (да)
  • Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
  • Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
  • Отказаться от курения легко? (нет)
  • Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)
  • Взрослые чаще, чем дети ломают ноги? (да)
  • Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет).

Ведущий: Молодцы, все верно отвечали. Наверное, всему миру известна система закаливания организма. В чем она заключается? (обливание водой, купание в водоемах и прочее). Как называют людей, купающихся зимой в водоемах? (Моржи). Какие ещё виды закаливания вы можете назвать? (обливание ног, обтирание, массаж, дыхательная гимнастика и др.)

4. Конкурс пословиц.

Ведущий: А я хочу пригласить 4 человека для участия в следующем конкурсе. О здоровье сложено немало пословиц и поговорок. Я раздаю вам пословицы, а вы попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл (обсуждает вместе ответы детей).

Пословицы:

  • Здоровье дороже богатства.
  • Лук семь недугов лечит. Лук от семи недуг
  • Здоровому все здорово.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Болезнь не красит человека, а старит.
  • Где здоровье, там и красота.
  • Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
  • Здоров будешь - все добудешь.
  • Здоровье не купишь - его разум дарит.
  • Здоровьем слаб, так и духом не герой.

5. «Загадки о лекарственных растениях».

Ведущий: мы с вами проведем небольшую викторину. Все ли из вас знают, что лекарственные растения принося огромную пользу организму? Я предлагаю вам отгадать загадки о лекарственных растениях подсказывать вам будут картинки с изображением этих растений.

Загадки:

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.
(Малина)

Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается,
А цветок – на медок, - лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
(Липа)

Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем,
Пчел – нектаром от души.
(Иван-чай)

Тонкий стебель у дорожки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)

6. Игра «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть».

Ведущий: Мы сегодня ещё ничего не сказали о питании, а ведь, как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов.

И я предлагаю выйти 2 командам, состоящим из 3 человек. Ваша задача заключается в следующем: необходимо на листе ватмана написать названия продуктов, необходимых для человека, но только тех, что приносят пользу. Для выполнения задания вам дается 2 минуты.

Ведущий: Расскажите мне, какие продукты вы любите больше всего. Все ли из них полезны? Как вы думаете, почему жвачки, чипсы, сухарики, «Кока-Колу», «Анаком» нельзя причислить к полезным продуктам?

Посмотрим, какие полезные продукты написали команды (зачитываются ответы детей, записанные на ватмане и обсуждаются).

7. Загадки о спорте.

Ведущий: Молодцы! Ну а мы с вами продолжаем. Здоровое питание – это первый залог здоровья, а ещё очень важным является занятие спортом. И сейчас проверим, что вы знаете о спорте.

Загадки:

Спорт

Как только утром я проснусь,
Присяду, встану и нагнусь –
Все упражненья по порядку!
Поможет вырасти … (зарядка)

Коль крепко дружишь ты со мной,
Настойчив в тренировках,
То будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким. (спорт)

Мне загадку загадали:
Это что за чудеса?
Руль, седло и две педали,
Два блестящих колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой... (Велосипед)

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой … (велосипед)

Что за конь? А у коня
Есть колёса, нет руля.
Не сижу на нём в седле,
Я ногами на спине
На своём стою коне.
Влез с ногами я на спину,
Руки в стороны раскинув,
И поехал по асфальту,
А с бордюра сделал «сальто».
Конь ударил в камень-борт.
А коня зовут… (скейтборд)

Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят - нипочем,
Не угнаться за... (Мячом)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

На поле лёд, забор вокруг,
И нарисован в центре круг.
По полю носится народ,
Как будто ищет выход-вход.
Для шайбы здесь — два входа.
И что это? (ворота)

Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой.
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы ... (футбол)

Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет! (мяч)

Я спешу на тренировку,
В кимоно сражаюсь ловко.
Чёрный пояс нужен мне,
Ведь люблю я … (каратэ)

Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ... (гантели)

Я смотрю - у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие ... (гири)

Лопасть есть в руке моей,
По воде гребу я ей.
Для того чтоб наша лодка
По воде скользила ходко. (весло)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (санки)

Едет он со стадиона
На квартиру чемпиона.
Будет жить с призёром вместе
На почётном, видном месте. (кубок)

Есть у нас коньки одни,
Только летние они.
По асфальту мы катались
И довольными остались. (ролики)

Я его кручу рукой,
И на шее и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу. (обруч)

Здесь купаться и зимой
Сможем запросто с тобой.
Здесь научат нас нырять.
Как то место нам назвать?(бассейн)

Вот так чудо-стадион –
Для коней построен он.
Всех орловских рысаков
Пригласить к себе готов.(ипподром)

Он учит цели добиваться,
За олимпийский приз сражаться,
В соревнованьях побеждать
И бодрость духа сохранять. (тренер)

В футбол команды две играли.
Играли, но не проиграли.
«0:0» – таков был матча счёт.
Кто результат мне назовёт? (ничья)

Из-под небес,
Как в страшном сне,
Спортсмен летит
На простыне! (парашютист)

Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине,
Коль в поход пойдёшь со мной
Я повисну за спиной. (рюкзак)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (парашют)

Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам … (гимнастика)

Этот знак не продают,
А торжественно вручают.
За спортивные успехи
Им лишь лучших награждают. (медаль)

- Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел!
Мы играем в ... (волейбол)

Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой. (компас)

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?.. (палатка)

На ладонь он ляжет весь.
Не часы - а стрелки есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться. (компас)

Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый кипятить. (котелок)

Эти фрукты не съедобны,
Но огромны и удобны.
Их иной спортсмен часами
Лупит сильно кулаками. (бокс.груши)

8. Упражнение «Памятник здоровью»

Ведущий: хорошо быть спортивным, здоровым! Как вы думаете, как выглядит здоровый человек? (красивый, стройный, с хорошей осанкой, много энергии, жизнерадостный). Теперь мы с вами делимся на группы по 3-4 человека и попробуем создать скульптуру здорового человека, как бы мог выглядеть памятник здоровью (группы создают скульптуру).

9. Подведение итогов «Друзья нашего здоровья».

Ведущий: Полезные привычки и правильное питание, активный спортивный образ жизни - все это слагаемые здоровья, а значит, это и есть наши истинные друзья! А вот сможем ли мы с ними подружиться, зависит полностью от нас. Я благодарю всех и желаю вам крепкого здоровья, успехов во всем, отличного настроения. До свидания! До новых встреч!

 


По материалам:

  1. Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендаций».
  2. Петлякова Э.Н. «Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения».