«Друзья нашего здоровья»
Познавательно-игровая программа для учащихся 1-4 классов
Цель: формирование у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Материалы для работы: доска, маркеры, листы бумаги, ручки, разные подручные предметы (одежда, бумага, скотч и тд), листы бумаги с написанными на них пословицами; 2 листа ватмана; фломастеры; диск с записью классической и спортивной музыки, магнитофон.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас! Я говорю вам «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (Ответы детей).
Ведущий: Совершенно верно, потому что здоровье для человека – самая главная ценность. Прежде чем начать наши игры, давайте познакомимся друг с другом.
1. Знакомство. Разминка участников. Игра «Настроение»
Ведущий предлагает каждому участнику группы назвать свое имя, описать свое настроение и самочувствие, сравнив с чем-нибудь - погодой, животным, растением, цветом, и объяснить свой выбор.
2. Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Ведущий: какие привычки вы знаете? Педагог записывает на доске под диктовку, желательно набрать столько привычек, сколько участников.
(Ответы детей: грызть ногти, заниматься спортом, заправлять кровать, чистить зубы 2 раза в день и т.д.)
Ведущий: А сейчас, попробуем разобраться какие привычки, названные вами, хорошие и плохие (ребята заполняют табличку).
Обсуждение: участники по очереди объясняют по одной привычке – почему ее отнесли к хорошей или плохой. Ведущий переносит данные на доску, чтобы получилась таблица:
привычка |
хорошая | плохая |
грызть ногти |
||
спорт |
||
заправлять кровать |
||
чистить зубы |
||
опаздывать |
||
|
3. Игра «Да - Нет»
Ведущий: А что же такое здоровье? (Ответы детей).
Правильно! Здоровье – это не просто отсутствие болезней или плохих привычек, - это состояние физического, психического и социального благополучия. Давно известно, что главными факторами здоровья являются движение, питание, режим. Вот обо всех этих факторах мы и поговорим сегодня более подробно. Для начала я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Вопросы:
- Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да)
- Верно ли что жвачка сохраняет зубы? (Нет)
- Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (нет)
- Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (да)
- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да)
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
- Отказаться от курения легко? (нет)
- Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (нет)
- Взрослые чаще, чем дети ломают ноги? (да)
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет).
Ведущий: Молодцы, все верно отвечали. Наверное, всему миру известна система закаливания организма. В чем она заключается? (обливание водой, купание в водоемах и прочее). Как называют людей, купающихся зимой в водоемах? (Моржи). Какие ещё виды закаливания вы можете назвать? (обливание ног, обтирание, массаж, дыхательная гимнастика и др.)
4. Конкурс пословиц.
Ведущий: А я хочу пригласить 4 человека для участия в следующем конкурсе. О здоровье сложено немало пословиц и поговорок. Я раздаю вам пословицы, а вы попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл (обсуждает вместе ответы детей).
Пословицы:
- Здоровье дороже богатства.
- Лук семь недугов лечит. Лук от семи недуг
- Здоровому все здорово.
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- В здоровом теле - здоровый дух.
- Болезнь не красит человека, а старит.
- Где здоровье, там и красота.
- Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
- Здоров будешь - все добудешь.
- Здоровье не купишь - его разум дарит.
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
5. «Загадки о лекарственных растениях».
Ведущий: мы с вами проведем небольшую викторину. Все ли из вас знают, что лекарственные растения принося огромную пользу организму? Я предлагаю вам отгадать загадки о лекарственных растениях подсказывать вам будут картинки с изображением этих растений.
Загадки:
Летом рад я свежей |
Весной растет, летом цветет, |
Что за травка угощает |
Тонкий стебель у дорожки, |
6. Игра «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть».
Ведущий: Мы сегодня ещё ничего не сказали о питании, а ведь, как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть». И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов.
И я предлагаю выйти 2 командам, состоящим из 3 человек. Ваша задача заключается в следующем: необходимо на листе ватмана написать названия продуктов, необходимых для человека, но только тех, что приносят пользу. Для выполнения задания вам дается 2 минуты.
Ведущий: Расскажите мне, какие продукты вы любите больше всего. Все ли из них полезны? Как вы думаете, почему жвачки, чипсы, сухарики, «Кока-Колу», «Анаком» нельзя причислить к полезным продуктам?
Посмотрим, какие полезные продукты написали команды (зачитываются ответы детей, записанные на ватмане и обсуждаются).
7. Загадки о спорте.
Ведущий: Молодцы! Ну а мы с вами продолжаем. Здоровое питание – это первый залог здоровья, а ещё очень важным является занятие спортом. И сейчас проверим, что вы знаете о спорте.
Загадки:
Спорт | |
Как только утром я проснусь, |
Коль крепко дружишь ты со мной, |
Мне загадку загадали: |
Ясным утром вдоль дороги |
Что за конь? А у коня |
Не обижен, а надут, |
На квадратиках доски |
|
На поле лёд, забор вокруг, |
Соберем команду в школе |
Любого ударишь – |
Я спешу на тренировку, |
Силачом я стать решил, |
Я смотрю - у чемпиона |
Лопасть есть в руке моей, |
Всё лето стояли, |
Едет он со стадиона |
Есть у нас коньки одни, |
Я его кручу рукой, |
Здесь купаться и зимой |
Вот так чудо-стадион – |
Он учит цели добиваться, |
В футбол команды две играли. |
Из-под небес, |
Два ремня висят на мне, |
Тучек нет на горизонте, |
Конь, канат, бревно и брусья, |
Этот знак не продают, |
- Не пойму, ребята, кто вы? |
Качается стрелка туда и сюда, |
И от ветра, и от зноя, |
На ладонь он ляжет весь. |
Он в походе очень нужен, |
Эти фрукты не съедобны, |
8. Упражнение «Памятник здоровью»
Ведущий: хорошо быть спортивным, здоровым! Как вы думаете, как выглядит здоровый человек? (красивый, стройный, с хорошей осанкой, много энергии, жизнерадостный). Теперь мы с вами делимся на группы по 3-4 человека и попробуем создать скульптуру здорового человека, как бы мог выглядеть памятник здоровью (группы создают скульптуру).
9. Подведение итогов «Друзья нашего здоровья».
Ведущий: Полезные привычки и правильное питание, активный спортивный образ жизни - все это слагаемые здоровья, а значит, это и есть наши истинные друзья! А вот сможем ли мы с ними подружиться, зависит полностью от нас. Я благодарю всех и желаю вам крепкого здоровья, успехов во всем, отличного настроения. До свидания! До новых встреч!
По материалам:
- Шапцева Н.Н. «Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендаций».
- Петлякова Э.Н. «Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения».