Выбор за мной!

Занятие по профилактике наркомании

Целевая группа: школьники 7-8 классов

Цель: профилактика употребления наркотических веществ, повышение личностной устойчивости к негативным социальным влияниям.

Задачи:

  • сформировать у детей представление об употреблении наркотических веществ как угрозе внутренней стабильности;
  • укрепить антинаркотические установки у детей;
  • способствовать формированию навыков безопасного поведения

Форма проведения: информационно-просветительское занятие с элементами тренинга

Продолжительность: 1,5 часа

Материально-техническое обеспечение: доска или стенд, экран, компьютер, видеоролик по медицинскому аспекту наркомании, листы бумаги А4 и ватман, фломастеры, листовки «Выбор есть!»

Ход проведения

I. Вводная часть.

Наркомания представляет угрозу, как для отдельного человека, так и для всего общества и цивилизации в целом. Поэтому очень важно научиться распознавать признаки опасной ситуации и противостоять ей. Сегодняшнее занятие мы и посвятим этим важным вещам.

II. Основная часть.

1. Медицинский аспект наркомании.

Каждый человек свободен в выборе, что ему делать со своим здоровьем, Но каждый выбор должен основываться на понимании того между чем и чем ты выбираешь.

Знаете ли вы, что в организме человека есть вещества чем-то похожие на наркотик? (выслушать ответы детей)

Когда вы веселитесь, едите что-то вкусное, ваш мозг вырабатывает особые гормоны, которые по-научному называются эндорфины. Если человек начинает принимать наркотик, его организм перестаёт вырабатывать естественные вещества. И человек становится больше не в состоянии радоваться жизни без наркотика. Чтобы элементарно быть в хорошем настроении, а потом, чтобы существовать, ему становится необходим наркотик, которого надо все больше и больше.

(Можно использовать видеоролик по медицинскому аспекту наркомании)

2. Ситуации, когда может быть предложен наркотик. (ролевая игра)

Каждый человек сам делает выбор: принимать ему наркотики или нет, но, к сожаленью. Случается это лишь единственный раз – первый. Все остальные решения за него принимает наркотик.

Давайте рассмотрим ситуации, когда может быть предложен наркотик.

Ситуация 1: Предложение сверстников на дискотеке или вечеринке.

Причем предлагаться он будет очень умело. Для чего это делается? Чтобы ты пришел еще раз, но на этот раз нужно будет заплатить. Тобой будут пытаться манипулировать, Говорить слова, которые должны «зацепить» тебя, повлиять на твое решение. Попробуйте придумать ответ на следующие фразы:

- Попробуй! Так тебе будет веселее;

- Это совсем не опасно и поможет тебе расслабиться!

- За кого ты меня принимаешь? Это вовсе не наркотик. Эти таблетки просто настроение поднимают.

- Слушай больше своих родителей, они просто хотят во всем тебя контролировать. Но ты же сам решаешь, как тебе поступить.

- Смотри, я тоже принял и теперь могу зажигать до утра!

Все это принимают, ты станешь круче!

Обсуждение вариантов

Ситуация 2: Предложение друга.

Возможно друг хочет попробовать, но одному ему страшно, а может быть он делает это не первый раз и ему нужно уговорить кого-нибудь, чтобы получить желаемое самому. При наркомании не может быть речи о дружбе, ради наркотика идут на предательство близких людей.

Придумайте, что бы Вы могли сказать другу, чтобы убедить его не пробовать наркотики?

Обсуждение вариантов

Ситуация 3: Предложение взрослых.

В этом случае тоже идет манипуляция. Наркотики представляются как атрибут взрослости, мужественности, самостоятельности. Возможны фразы:

- Ты же уже взрослый, сам принимаешь решения. Ведь так?

- Ты что, маменькин сынок? Тебе слабо?

- Это же круто! В твоем возрасте уже все попробовали, один ты остался…

И вот тут надо понимать, что взрослость и мужественность как раз и состоят в том, чтобы отказаться, отстоять свое мнение на этот счет. Это не просто, особенно, когда большинство считает по-другому. Важно уметь сказать: «Нет», от этого зависит твоя дальнейшая жизнь.

Давайте подумаем, как можно поступить в подобной ситуации.

Дети предлагают свои варианты, которые систематизируются способом мадерации на плакате или на доске.

Обсуждение вариантов.

Давайте рассмотрим варианты, предлагаемые психологами. Проверьте, какие из них совпали с вашими вариантами.

«Шесть способов сказать «Нет»

  1. Скажи: «Спасибо, нет».
  2. Назови причину, почему не хочешь это сделать.
  3. Смени тему разговора.
  4. Повторяй слово «нет», как заезженная пластинка.
  5. Не реагируй, не подавай вида, что слышал.
  6. Уйти прочь

Лучше, конечно, избегать опасных ситуаций, но, если уж случилось, то следует сразу обозначить свою позицию. Ни каких: «может быть потом», «я подумаю». Будь уверен, предложение повторится вновь.

Сейчас я предлагаю вам проиграть подобные ситуации, придумав по меньшей мере по 2 варианта отказа от предложения попробовать ПАВ.

Работа идет в парах. Один участник предлагает попробовать наркотическое вещество, другой отказывается. Отказ должен быть твердым, но не агрессивным. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение:

- Легко ли подобрать достойные отказы?

- Как чувствовали себя участники в той и другой роли?

- Что было сложнее? Уговаривать или отказываться?

3. Почему начинают принимать наркотики (Мозговой штурм)

Каждый человек сам делает выбор: принимать ему наркотики или нет, но, к сожаленью. Случается это лишь единственный раз – первый. Все остальные решения за него принимает наркотик.

Давайте рассмотрим ситуации, когда может быть предложен наркотик.

Предлагается работа в группах, где дети называют причины, побуждающие человека употреблять наркотики. Высказывания фиксируются на листах формата А4 и затем прикрепляются к доске или стенду.

Второй этап представляет собой дискуссию, предметом которой является обсуждение мотивов, которые подталкивают человека к употреблению наркотических веществ и контраргументов.

Возможные рассуждения представлены в таблице, можно добавить к ним примеры из жизни.

 

Мотив (причина) Контраргумент
1. Из любопытства (потому что в жизни надо попробовать все…) У человека есть шанс пережить десятки увлечений, познакомиться со множеством людей, поставить собственные цели и добиться их осуществления, а не просто «забивать косяк» в грязном подвале, рассуждая о том, чего мог бы достичь…
2. Для снятия напряжения (борьба со стрессом) На самом деле ты только на время уходишь от проблем, прячешься от трудностей.
3. Нечем заняться (от скуки) Для многих это способ нарушить монотонность существования. Разумный человек не станет маяться от безделья, когда вокруг столько возможностей (устроиться на работу, освоить новый вид деятельности: фотография, спорт, туризм и т. д.).
4. Чтобы быть «как все». Право быть «как все» не требует усилий, оно дается от рождения. За право «быть собой» нужно побороться, потому что только оно делает жизнь по настоящему интересной
5. Чтобы быть круче. «Приключения», связанные с наркотиком дают возможность стать кумиром деградирующих личностей, которые будут восхищаться тем, как замечательно вы создаете себе проблемы и как ловко выкручиваетесь из сложившихся ситуаций. Но задайте себе вопрос: неужели это все, что я могу рассказать о себе?
6. Люди не знают о последствиях. В наши дни о вреде наркомании не знает только младенец . чуть ли не с детского сада детям внушают, что знакомство с сигаретами, алкоголем и наркотиками может закончиться плохо. Просто некоторые слишком самоуверенны и считают, что только слабые и безвольные люди становятся наркоманами, а с ними такого не случится.

4. 10 причин не принимать наркотики (беседа о последствиях принятия наркотических веществ)

  1. Наркотик приводит в ловушку зависимости.
  2. Портятся отношения с родными.
  3. Портятся отношения с друзьями.
  4. Ухудшается успеваемость.
  5. Потеря самоуважения.
  6. Проблемы с законом.
  7. Разрушение здоровья.
  8. Нарушение психики.
  9. Преждевременная смерть.

III. Заключение.

Подведение итогов мероприятия, выводы, рефлексия, обратная связь.

Список источников:

  1. Информационные технологии профилактики наркомании: классные часы, занятия, диагностика наркотизации /О.В. Грибанова. – Волгоград:Учитель, 2015.
  2. Классные часы. 7 класс / Авт. – сост. А.В. Давыдова, А.Д. Хижниченко. – М.: ВАКО, 2014.
  3. Опыт первичной психолого-педагогической профилактики наркозависимости среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга: методическое пособие // Н.И. Цыганкова, Л.И. Гущина, Е.В Бердник и др.; под науч. Ред. Алексеева. – СПб.: АППО, 2012. – 32 с.
  4. Профилактика зависимого поведения: системный подход / В.В. Аршинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – (Социальный проект).
  5. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработка мероприятий./Сост. И ред. Ю,В, Науменко. –М.: издательство «Глобус», 2009. (Воспитательная работа).
  6. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html.